Урок 2. C чего начать эффективное управление личными финансами

В первом уроке нашего курса мы говорили о том, что такое личные финансы, обсудили почему возникает проблема нехватки денег и как ее решить, выяснили в чем заключается важность эффективного управления личными финансами и семейным бюджетом и попытались заручиться должной мотивацией.

В этом уроке, мы обсудим с чего необходимо начинать эффективное управление личными финансами:

    • Начнем вести учет
    • Решим как и где вести семейный бюджет
    • Определим основные статьи расходов и доходов

Как вести семейный бюджет

Основа эффективного управления семейным бюджетом – это учет личных финансов. Только на основе полноценного и достоверного учета личных финансов можно провести их анализ, спланировать пути достижения своих целей и следить за исполнением своих планов.

Начнем с того, что учет личных финансов необходимо вести как можно чаще. Желательно каждый день. Это занимает совсем немного времени. Все, что от вас требуется на первых порах – это учитывать все свои доходы и расходы и заносить их в амбарную книгу, тетрадь, либо специальную программу. На то, чтобы собрать данные для анализа ваших доходов и расходов, желательно потратить не менее 2-3 месяцев.

Собранные данные за месяц, скорее всего, не дадут объективного представления о вашем семейном бюджете. Поэтому, если вы еще не вели семейного бюджета или ведете его нерегулярно, то заставьте себя провести этот эксперимент в течение 2-3 месяцев. Не понравится – бросите. Самое сложное, это учет расходов. Крупные траты запомнить несложно. А вот мелкие, скорее всего вы будете забывать часто. И именно эти мелкие траты, в конце месяца, составят те самые 10-30%, которые утекают через "дыры ваших карманов”. Дырами являются ваша память, невнимательность, легкомысленность.

Старайтесь записывать все ваши расходы и доходы. Используйте для этого все подручные средства: чеки, блокнот, мобильный телефон. Не ленитесь. Ведение семейного бюджета поможет улучшить вашу жизнь, реализовать ваши мечты и планы. Но только для этого нужно что-то делать. Начните с первого шага. С учета!

Вести семейный бюджет можно несколькими способами. Делать это можно в обычной тетради или амбарной книге. Либо это можно делать с помощью электронных устройст, к коим относятся компьютер, ноутбук, КПК, смартфоны и даже сотовые телефоны.

На сегодняшний день существует масса специальных программ для ведения семейных и личных финансов. Каждая из этих программ имеет свои преимущества и недостатки. Мною был проведен обзор наиболее популярных программ для ведения семейного бюджета. С обзором вы можете ознакомиться на страницах блога «Мой Рубль», перейдя по этой ссылке

Где вести семейный бюджет

Тетрадь или амбарная книга

Если у вас нет возможности вести учет личных финансов на компьютере, то рекомендую вам завести тетрадь или амбарную книгу. Я советую разбить лист на три графы:

Расход

Доход

Итого

   
   

Графы Расход и Доход будут отражать соответствующее движение денег вашего кошелька, а графа Итого нужна для того, чтобы сверять цифры на бумаге с количеством денег в карманах. Они должны совпадать.

Компьютер, кпк или смартфон

Сегодня существуют программы ведения личных финансов для всех перечисленных приспособлений. Есть как бесплатные варианты, так и платные. Преимуществ у компьютерного ведения семейного бюджета масса.

Я перечислю основные возможности:

· Формирование отчетов. Это очень важная часть ведения семейного бюджета. Компьютер позволяет быстро сформировать нужные вам отчеты для дальнейшего анализа. Анализ вашего бюджета позволяет разрабатывать стратегию и вырабатывать план дальнейших действий, либо вносить корректировки в уже существующий план.

· Ведение нескольких типов счетов. Вы можете вести несколько счетов. Например, семейный бюджет, депозит в банке, пифы и т.д. Вся информация отображается на экране ПК, что очень удобно.

· Планирование ваших финансов. Отличная возможность вносить будущие платежи и предполагаемые расходы. Планирование позволит вам рассчитывать свои действия на несколько шагов вперед.

· Расчет кредитов и вкладов. Многие программы имеют встроенные калькуляторы для расчета кредита/вклада. Мне особенно нравится расчет по вкладам. Очень удобная и мотивирующая вещь.

· Контроль за долгами. Вводите своих должников, для точного отражения ваших финансовых дел. Эта функция также помогает не забыть кому и сколько вы заняли. Я не раз сталкивался с тем, что иногда просто забывал кому я занимал деньги. А должники, в свою очередь, забывали у кого они занимали:)

· Защита данных. Все свои данные вы сможете скрыть от лишних глаз надежным паролем.

· Напоминание о необходимых платежах. Заплатить за квартиру, погасить кредит, вернуть долг, купить подарок – чтобы ничего не забыть, программа по ведению семейного бюджета напомнит вам об этом. Отличная функция – процессор компьютера имеет куда лучшую память, чем человеческий мозг..

Здесь перечислены лишь несколько ключевых функций, которые доступны в большинстве программ для ведения семейного бюджета. Подробнее обо всех функциях программ для ведения семейного бюджета, читайте в Обзоре софта.

Категории расходов и доходов

Любой бюджет состоит из расходов и доходов

Для наглядного понимания каким образом необходимо создавать категории расходов и доходов, в качестве примера рассмотри бюджет нашей семьи:

КАТЕГОРИИ

ПОДКАТЕГОРИИ

РАСХОД

ДОХОД

ИТОГО

Зарплата Муж

Зарплата Жена

Другие источники

Обязательные расходы

Продукты

Автомобиль

Развлечения

Забота о себе

Товары для дома

Образование

Разное

Перевод

Бизнес

КАТЕГОРИЯ – это систематизация ваших статей расходов и доходов по направлениям. Деление личных финансов на категории нужно для того, чтобы упорядочить движение ваших денег. Иначе будет полный хаос. Также категории позволяют отследить движение ваших денег и направить их в нужное русло (спланировать).

Статья расходов или доходов – это непосредственный источник возникновения расхода или дохода. Например, вы купили палку колбасы. Колбаса в данном случае будет (Статьей расхода), Подкатегории –> (Колбасы, Сыр), Категории –> (Продукты).

Как определить категории

Категории определяются следующим образом. В течение определенного времени необходимо вести учет своих расходов и доходов. То есть, каждый день записывать, куда и сколько вы потратили, сколько денег вы заработали, сколько и кому заняли и т.д. Держите все эти данные в одном месте. Желательно на одном листе бумаги, либо в одном файле. Можно использовать Excel. Не храните ваши записи на разных клочках бумаги, в карманах, сумках, тумбочках и т.д. Иначе вы просто их потеряете. После того, как вы составили полный перечень ваших статей расходов и доходов, допустим за месяц, необходимо их структурировать по общим признакам. Например, все что потратили на продукты питания, мы относим в категорию Продукты. Все, что связано с автомобилем (бензин, ремонт, страховка, налоги), относим в категорию Автомобиль и т.д.

Подкатегории

Перечисленные выше категории являются основными в расходах и доходах нашей семьи. Вы можете вводить свои категории, или изменить уже имеющиеся. Также, я рекомендую вам разделить Категории, на Подкатегории. Это поможет вести более детальный учет своих финансов. Категории содержат общую информацию. Если вести только одни категории, то картина ваших доходов и расходов будет неполная. Например, статью «Продукты» можно разбить на такие Подкатегории, как: мясо, молочная продукция, колбасы, сыры, овощи, фрукты, рыба, напитки, сладкое. В нашей семье, Подкатегории выглядят следующим образом:

КАТЕГОРИИ

ПОДКАТЕГОРИИ

РАСХОД

ДОХОД

ИТОГО

Зарплата Муж

Аванс

Зарплата

Зарплата Жена

Аванс

Зарплата

Другие источники

Аренда

Шабашки

Бизнес

Обязательные расходы

Кредит

Квартплата

Интернет

Связь

Продукты

Мясо, рыба

Овощи, фрукты

Колбасы, сыр

Молочная продукция

Напитки

Сладкое

Остальное

Автомобиль

Топливо

Ремонт, обслуживание

Мойка

Страховка

Налоги, штрафы

Развлечения

Ресторан

Пиццерия

Суши

Кино

Кофейня

Шашлыки

Клуб

Забота о себе

Салон красоты

Одежда

Медицина

Косметика

Отпуск

Товары для дома

Бытовая химия

Мебель, техника

Рыбки

Ремонт

Разное

Образование

Курсы, тренинги

Книги, журналы

ВУЗ

Разное

Незапланировано

Неизвестно

Помощь родственникам

Подарки

Перевод

Депозит

ПИФ

Другое

Бизнес

Подкатегории – это статьи расходов или доходов, сгруппированные по схожим признакам, входящие в состав Категории.

Домашнее задание

1. Начните ежедневно записывать ваши текущие расходы и доходы.

2. Определите где вы будете вести семейный бюджет

3. Поставьте себе в телефоне ежедневное напоминание, либо будильник на девять или десять часов вечера, для того, чтобы не забыть указывать израсходованные или заработанные за день деньги

4. Определите свои категории расходов и доходов

В следующем уроке, мы займемся планированием и постановкой краткосрочных и долгосрочных финансовых целей. Уверяю вас, вы будете просто поражены тем, с какой легкостью можно расправиться со всеми финансовыми затруднениями с помощью моих инструкций!